Galat.at.ua

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 29.04.2024, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Имидж и пиар [1]
Журналистика [3]
Психология [11]
Астрологическое консультирование [2]
Творчество [8]
Аналитика [4]
Главная » Статьи » Психология

Механизмы самоутверждения, самоучреждения и самоактуализации личности и ее влияние на социальную реальность

В данном докладе я хочу поговорить о том, с чем человек входит в общественное пространство, а оно населено не только личностями и их сообществами, но и социокультурными практиками от СБУ до психологов и СМИ, о личностных механизмах человека – как общественной единицы, независимой от социокультурной среды. Это механизмы "личностной самоорганизации" и "стратегии самоорганизации».
Первый тезис: Как личность встречается с воздействием на него социокультурного пространства? Где та граница непосредственности, где личность непосредственно встречается с тем, что делает в обществе СМИ? Здесь я вижу три точки соприкосновения:
- во-первых – человек встречается со значимостью тех или иных социальных организаций и фигур, лиц. Например, когда мы слышим слово "суд", то мы сразу приседаем, потому что организация большая и страшная. То есть, человек, не сопоставим с объективным значением этих организаций. Я спрашиваю – кто придает им эту значимость? Кто овеществляет мир человека ? Я говорю – СМИ овеществляет. Откуда у нас, эта "коридорность" мышления, когда люди принимают за очевидную реальность обстоятельства, вещи и процессы той социальной среды, в которой они живут. А подаются, в этом непосредственном значении, все эти вещи, события и процессы именно средствами СМИ.
При этом личность имеет дело, как бы, с повседневностью, которая представлена ей в навязчиво-объективной форме, материализованной форме. Эта повседневность всегда влияет на человека таким образом, что полностью программирует его личностные реакции. Я называю это навязчивой повседневностью. Речь идет о "синергеме повседневности", которая изначально человеку-индивидууму представлена как навязчивая очевидность, где все значения – все фасады – уже расписаны и человек ведет себя так, как ему предписывают значение вещей, событий и процессов.
СМИ придает вещам узнаваемую форму – у СМИ есть миссия подсвечивать, как бы сущностное значение этих вещей. Конечно СМИ хреново выполняют вот эту функцию. Но информационную среду, тем не менее, создают – мы ориентируемся в окружающем мире, мы знаем значение близких и далеких вещей непосредственно, нам для этого даже книжки читать не нужно из СМИ.
Следующая функция СМИ
Есть еще одна функция, можно отнести ее к СМИ, и тогда СМИ придется трактовать как орган общественного целого. Дело в том, что "синергема повседневности", которую поддерживают СМИ – это та жизненная среда, в которой взращивается "самооснованная личностность". Общество "задает" человека который имманентно несет в себе эту "иерархию Маслоу" или личностный интерес. При этом человеку ничего делать не нужно, потому, что общество "задает" его таким. И функция средств массовой информации освещать истинное положение дел, показывая человеку мир вернее "синергему повседневности", где смысл и значение вещей соответствовует этим глубинным потребностям человека, глубинным нуждам.
Теперь о независимости человека и от СМИ и от окружающей его наличной среды. У человека есть родовая способность "самоучреждения", т.е. человек может собственными силами преодолеть навязчивую очевидность, разобраться с тем, что говорит СМИ.

Важно, что этот механизм использует наличную окружающую среду, он использует имманентный личностный интерес человека, и он использует освещенность (то, что доставляет СМИ) как язык "самовопрошания". Т.е., человек может сам себя спросить – чего я, например, хочу? и сам себе ответить. Если человек принимает этот ответ как свой, то он находит источник "смыслообразования" в самом себе. Иными словами – человек способен энергетически расти вровень с той средой, в которой он вырос. Завершается это тем, что человек открывает свое желание, ощущение самого себя. Это ощущение может накапливаться и может дать человеку возможность отстранится от навязчивого облика ближней среды, когда человек больше не склеен с этим обликом и он может не принять его в себя. Это работает механизм "самоучреждения". Т.е. человек, в конечном счете, сам решает, что для него является ценностью в окружающем мире. Этот механизм "самоучреждения" – он работает от рождения человека и на протяжении всей его жизни. Задушить его невозможно. Вот эту искренность человеческого выбора – "что я люблю, и что для меня является самоценностью" – ни отменить, ни задавить нельзя. Можно человека убить, превратить в шизофреника и т.д… Движение по этой "иерархии потребностей Маслоу" непрерывно происходит внутри человеческого естества. Когда человек осознает этот механизм, он может ответить на вопрос – "кто я?". В этом смысле, никакое манипулирование средой, не может подавить этот механизм "самоучреждения". Человек может накопить энергию и освоить этот "ближний круг" своей жизненной ситуации, стать с ним, как бы, равномощным. Но, здесь начинается второй механизм.
Второй механизм – это механизм "самоопределения". Дело в том, что этот "объединенный выбор предметов потребностей", этот "суженый горизонт" неизбежно приводит его (человека) в состояние разрыва выбранных им ценностей и того содержания жизнедеятельности, в котором человек может воплотить эти ценности. В этой ситуации человек объективно попадает в позицию "самоопределения". И здесь начинает работать второй механизм. Суть этого механизма состоит в том, что человек эти "фасады" с их социальным сверхзначением ставит на место, т.е. он сам определяет им место и начинает расследовать и видеть объективные социальные места, из которых происходит управление разными контекстами и реальностями, начинает сопоставлять. Это первый шаг механизма. Второй шаг механизма – он видит субъектов, кто гоняет шары, и он видит себя в качестве этого шара.
И третий шаг – он сам становится субъектом, такова функциональность этого механизма – "субъективация". Вот если в первом случае – это, как бы, "антологизация", то во втором случае – "субъективация". Как это взаимодействует со СМИ стратегически? Дело в том, что СМИ поддерживает в обществе большую картину мира. Т.е. через СМИ общество видит самое себя, грубо говоря – лицо самое себя, как свое место в мире. Т.е. функции доставляют личности большую картину мира. Смотрите, какая здесь реальность?
В пределе человек, который самоопределяется, он вот эту большую картину происходящего в мире, делает сам, человек складывает свое собственное представление, свою собственную большую картину общественного целого. И в этой картине он рисует свое место. Вот это суть второго механизма, ну такими большими мазками.
Что еще можно сказать ? Что человек, который самоопределяется и способен пройти процесс "субъективации" (сам в одиночку не способен, но может пройти, если обратится правильно к ресурсам), такой же человек, что очень важно, сам строит свое место (социальное место) в мире и свое собственное общественное положение. Т.е. этот человек берет свою социализацию в свои собственные руки. Но здесь ему точно также приходится, обратите внимание, разбивать (развенчивать) ту большую картину социальной реальности, или, иными словами – ту форму общественного самосознания, с которым встречается общество, которое, как правило, предоставляет реальные возможности для социализации искаженно, неполно и извращенно.
Я утверждаю, что личность способна расшифровать все эти искажения этой большой картины (большой навязчивой реальности) и увидеть возможности для своей социализации. Она (личность) может занять предпринимательскую позицию, она может занять политическую позицию, она может занять общественную позицию.
Теперь, вот смотрите, что происходит с людьми, которые не могут завершить "самоопределение", когда он не может выйти на уровень "общественной субъектности". Я потом скажу, почему это важно. Причем исходную планку задает вот то жизненное окружение, в котором человек получил первую социализацию. Человека можно очень надолго задержать на механизме, но только, всего лишь на всего, "самоучреждения". И мы таких людей видим вокруг себя. Это очень хорошие люди, сущностные, они очень мудрые. Но они, по какой то причине, вообще не решают никаких социально значимых вопросов. Т.е. человек может не перейти в позицию "социального субъекта", ни по мудрости, ни по чину. Поэтому обязательно нужен, я считаю, неизбежен этот второй механизм "самоопределение" и "субъективация".
Смотрите, третий механизм – это механизм "самоутверждения". В чем человек самоутверждается или у него для этого есть абсолютно все силы и ресурсы, и он может использовать среду, общество, политику, все "социокультурные" средства там технологические, и нравственные ресурсы общества. Человек самоутверждается в содержании своей жизни самоценностном, он утверждается в способе организации своей жизни и в образе своей жизни. Человек, который утверждается в образе своей жизни – автоматически занимает субъектную позицию по отношению к общественному целому. И вот тайна "самоутверждения" состоит в том, что значение меня в мире, смотрите, придаю только лишь я сам.
Ну, и дальше это самоутверждение переходит дальше в способ жизни. Когда человек переходит на уровень "самоутверждения" в способе жизни, смотрите, он становится экспертом и оценщиком того, как организована социальная жизнедеятельность. Например, как функционирует СМИ , как функционирует политика, как функционирует прокуратура. Он может сопоставить, смотрите, способ организации жизни в Америке и у нас. Как кто-то мне сказал…, а точно, значит, в чем разница между тем, как люди живут в Америке и у нас. Эти люди, занимающие экспертную позицию, способны задавать смотрите, актуальную ситуацию для любого проекта развития социального целого. Например, проекта развития СМИ, проекта развития политической деятельности. Вот, смотрите, вот мы все сейчас, в принципе, да? можем занять верховную экспертную позицию по оценке к реальным программам, с которыми политики к нам выходят. Мы можем оценивать и политиков, и программы, и что на самом деле они сделают, в каком они находятся положении.
Человек, который находится в экспертном положении – он выше, на самом деле, по общественному положению, по рангу – реальному рангу, чем эти вот политики, которые намного выше его по социальной иерархии. И человек, который самоутверждается, смотрите, он всегда самоутверждается в своем реальном общественном положении. Он никогда не утверждается в социальном статусе. Но, для такого человека иерархия, карьера с социальным статусом – открытая дорога. Он точно знает, что он может пройти на любую ступеньку, которая ему интересна.
Ну, и третье. Уровень самоутверждения – мы можем показать дорогу другим. Наш личностный опыт становится ресурсом прямого действия. Мы показываем и задаем дорогу, как бы, другим людям, которые ищут, включая такие же, как мы, кто там делает первый шаг. Включая профессионалов, смотрите, и включая миссионеров. Вот человек, который самоутверждается на этом уровне становится миссионером.
Ну, в чем миссия общественная такой личности? Именно миссионер формулирует, на самом деле, общественные идеалы, он является их естественным носителем и производителем. Поэтому, вот откуда СМИ знают, в чем состоит миссия СМИ? В чем состоит подлинность содержания? Профессионал СМИ на уровне миссии, да? (т.е. высшей степени "субъективации") умеет слушать, что говорят личности – носители общественных идеалов. Вот как они это умеют делать, но точно умеют, иначе миссия им и не снилась. А со стороны всегда видно.
Первое, что делает личность самоутверждаясь то есть первый шаг – личность изменяет, очищает ментальность свои ментальные убеждения и стереотипы то ли путем получения образование то ли интуитивно неважно.
Второе, что делает личность – она чистит ту картину социальной реальности, в которой она живет.
Я в этом тренинге хочу увидеть три главные задачи, которые должен решатьт этот тренинг. Как этот тренинг человека выводит в позицию "самоучреждения", как этот тренинг выводит человека в позицию "самоопределения", и как этот тренинг выводит человека в позицию "самоутверждения" помогая ему занять позицию хозяина собственного образа жизни, позицию хозяина собственной социализации, позицию хозяина собственного общественного положения и назначения в обществе.



Категория: Психология | Добавил: galat (29.04.2008) | Автор: Евгений Владимирович Белоножко
Просмотров: 1606 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz