target="xml" content="namespace prefix = o ns = \"urn:schemas-microsoft-com:office:office\" /">?> // Вопросы когнитивно-информационной поддержки постановки и решения новых научных проблем: Сб. науч. тр. - Киев, Ин-т кибернетики НАН Украины. -1995 - С. 84-95.
Чисто информационная деятельность человечества, буквально за последние несколько десятков лет, приобрела глобальные экономические масштабы. Объем накопленных научных знаний, роль этих знаний, сложность и роль информационных процессов в обществе также стремительно возрастает. В то же время, накопленные объемы и достигнутая сложность информационных процессов нашего общества настолько увеличились, что даже ориентировка в этом океане информации стала делом нетривиальным, а ошибки чреваты огромными экономическими потерями.
В этих условиях остро становится вопрос об ориентирах и критериях принятия решений развития информационных приложений. Особенно это важно для стран, которые не имеют лишних ресурсов для безоглядного финансирования модных направлений развития экономики в угоду интересам монополистов.
Цель информационной деятельности всякой самоорганизующейся системы заключается в уменьшении неопределенности окружения методом получения новой информации о реальном мире. Социальные системы относятся к числу одних из самых мощных систем такого рода.
Недаром, самым богатым человеком на Земле сейчас признан Бил Гейтс, человек, построивший чисто информационную промышленную империю.
Человеческое общество развивается все ускоряющимися темпами. Основу современной цивилизации, за последние более чем две тысячи лет, образует наука, научный взгляд на реальный мир, научный подход, научная система ценностей.
"Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества …" [].
На макроструктурном уровне известны две фазы развития науки - фаза "нормальной науки" и фаза "научной революции". Этим фазам соответствуют доминирующие в них методы познания, соответственно дедуктивный и индуктивный, опирающиеся на соответствующие два философских подхода - метафизический и диалектический. Последнее утверждение не запрещает использование дедуктивного и индуктивного информационных процессов в "не своих" фазах развития науки. На микроструктурном уровне информационные процессы также содержат компоненты дедуктивного и индуктивного характеров.
На дедуктивном этапе информационного процесса развития науки (фаза "нормальной науки"), на основе принятой ранее теории, в процессе дедуктивного ее анализа, формулируются вопросы, на которые, в информационном процессе, носящем индуктивный характер, наука получает более или менее расходящийся с теорией ответ. Происходит накопление множества экспериментальных, точечных фактов.
Когда количество несоответствий экспериментальных результатов с прогнозируемыми принятой теорией становится значительным, на макроструктурном уровне развития науки наступает индуктивная фаза процесса развития. Она характеризуется созданием новой теории, включающей старую в качестве частного случая и объясняющей большинство (лучше все) известные факты.
Философское обоснование индуктивного и дедуктивного методов информационной деятельности очень важно и ему уделяется много внимания. И если обоснование дедуктивного метода принято считать более или менее удовлетворительным, то обоснование индуктивного метода всегда вызывало большие трудности. В частности Юм считал, что не может быть законных логических аргументов, позволяющих нам обоснованно утверждать, "... что случай, с которым мы еще не встречались в опыте, похож на те, с которыми мы уже знакомы на опыте".
Поппер пошел еще дальше. Согласившись с Юмом, он, желая доказать обоснованность науки, вынужден был отвергнуть первичность опыта. Т.е. он просто отвергает индукцию как инструмент познания.
Однако эти трудности вполне можно преодолеть в рамках диалектического материализма.
Есть основания предполагать, что индуктивный и дедуктивный методы в информационных процессах общества представляют собой диалектическую пару. А если это так, то проявления индуктивного и дедуктивного этапов приобретения знаний должны наблюдаться и на микроструктурном уровне гносеологического процесса.
Согласно диалектическому материализму, реальный мир можно познавать, но нельзя познать (до конца). Это значит, что любая информация, которой владеет человечество, верна лишь относительно. Т.е. в любой информации содержится некоторая абсолютно верная компонента, а оставшаяся часть верна только по отношению к тем тестам, которые мы ей предъявляем. Поскольку – это общее правило, то становится ясно, что к обоснованию метода индукции предъявляются слишком большие претензии. Вернее, дедуктивный и индуктивный методы оказываются, в общем, одинаково обоснованными.
Поскольку индуктивный метод познания использует в качестве исходной информации сколь угодно точно измеренную информацию в точке реального мира, то результат его применения содержит компоненту абсолютно верной информации. Но поскольку, согласно закону диалектики, полученная (в частности, методом индукции) информация содержит и некоторую неверную компоненту, то и соответствующий метод заведомо нельзя доказать в полном объеме.
Отличительные черты этих двух типов информационных процессов: результат индуктивного информационного процесса не доказуем, несмотря на то, что он опирается на произвольно точную информацию о реальном мире. С другой стороны, результат дедуктивного информационного процесса строго доказуем, однако он опирается на заведомо субъективную неточную информационную модель реального мира и в точности соответствует только ей (а не реальному миру).
В любом случае, остается место неточности.
Оба упомянутых этапа развития науки характеризуются получением АБСОЛЮТНО новой информации, существенно, принципиально отличающейся для этих двух этапов. Под АБСОЛЮТНО новой информацией мы будем понимать такую информацию, которая не может быть получена из всей совокупности уже имеющейся информации.
Донаучная информационная технология (древний Египет, Месопотамия и пр.) развивалась, опираясь на эмпирическую, опытную, "точечную" информацию и достигла на этом пути значительных успехов.
Современная информационная технология и современный научный метод развития "нормальной науки" опираются на результаты дедуктивного информационного процесса, т.е. на последнюю принятую теорию, однако сами по себе имеют характер метафизического накопления фактов, предварительно прогнозируемых принятой научной теорией. Основной, наиболее важный для самой науки, результат этого этапа накопления фактов, как это не парадоксально, заключается в накоплении множества несоответствий, фактов, не укладывающихся в рамки доминирующей теории. Эти факты и являются АБСОЛЮТНО новой информацией, получаемой на этапе "нормальной науки".
Новая информация, на индуктивном этапе информационного процесса развития науки, получается в момент ФОРМУЛИРОВАНИЯ и ОПИСАНИЯ некоторого АБСОЛЮТНО нового фундаментального соотношения, закономерности, получаемого в процессе диалектического переосмысления всех известных факторов. В указанный момент, новая дедуктивная информация перестает быть АБСОЛЮТНО (всем) неизвестной и становится ОТНОСИТЕЛЬНО неизвестной. Т.е. ее известность должна быть оценена каждый раз по отношению к конкретному субъекту. Два значения этой характеристики информации соответствуют двум известным в логике кванторам: АБСОЛЮТНО - квантор всеобщности и ОТНОСИТЕЛЬНО - квантор существования.
Найденная новая закономерность становится фундаментом построения новой теории, в процессе построения и описания которой средствами некоторого формального аппарата (например, средствами языка некоторого раздела математики), мы в это описание новой теории неявно вносим огромное количество, заведомо верных, информационных связей. Часть из которых уже исследована в рамках известных наук и использована для создания инструмента анализа, множества формальных преобразований, исчислений. Используя эти общеизвестные методы, любой, достаточно квалифицированный специалист, в состоянии формальными методами проявить скрытые ранее информационные связи (информацию) новой теории, если он знаком с её формальным определением. Указанный процесс преобразования информации из скрытой в явную форму, соответствует еще одной характеристике информации, которая также имеет два значения: информация может быть ЯВНОЙ (представленной в явной форме) и НЕЯВНОЙ (представленной в форме, которую перед осознанием необходимо преобразовать известными формальными методами).
Яркой иллюстрацией изложенному является история создания, развития и применения общей теории относительности Эйнштейна (см. приложение).
Описанный двухтактный характер развития науки иллюстрирует диалектическое взаимодействие индуктивного и дедуктивного процессов в ее развитии. Действительно, этап "нормальной науки" опирается на дедуктивный анализ теории, но его результатом является множество не укладывающихся в теорию экспериментальных фактов. Этап "научной революции" использует накопленные факты для неформального индуктивного порождения принципиально новой теории (ее, по определению, невозможно формально вывести из имеющейся).
Изложенное выше свидетельствует о наличии, в глобальной информационной деятельности общества, качественно различных, дополняющих друг друга информационных процессов и соответствующих им качественно различных типов информации.
Среда, в которой существуют и циркулируют информационные потоки исследуемых типов, – это реальный мир, в котором предполагается существование активного множественного субъекта познания, моделирующего, с некоторой точностью, общество.
Каждый отдельный информационный процесс, отличающегося качества, есть процесс преобразования информации из одного имеющегося типа в другой.
Исследование множества различных типов информации, в указанной среде, и обеспечит понимание допустимых и требуемых в гносеологическом процессе информационных потоков и их свойств.