The level of tolerance in society is defined by principles which ethic-cultural norm is based on and how much it is effective in a given public formation. The problem of tolerance is inseparable from following questions: which ethical principles and positions the social communication is based on and how is it formed. Thus, tolerance as an ability to accept the other person, other system of values, knowledge and senses, other language and symbolics evolves together with a society and is an active practical part of the ethics. Галат Елена – научный корреспондент лаборатории Экологической психологии Института психологии им.Г.С.Костюка Академии педагогических наук Украины г. Киев
Уровень толерантности в обществе определяется тем, на каких принципах базируется этико-культурная норма и насколько она действенна в данной общественной формации. Проблема толерантности неотделима от следующих вопросов: на каких этических принципах и позициях строится социальная коммуникация и каким образом она формируется. Таким образом, толерантность, как способность к приятию другого человека, другой системы ценностей, знаний и смыслов, другого языка и символики, эволюционирует вместе с обществом, и является активной, практической частью этики. c Основная проблематика исследования относится к феноменологии факторов изменений в общественной этике в процессе эволюции общества, в частности под влиянием СМИ. Исследование вопросов этики имеет давнюю историю. Как известно, термин был введен Аристотелем для того, чтобы обозначить область практической философии, исследующую жизнь души в полноте добродетели. Киники и стоики рассматривали этику в русле натурфилософии, как требование жизни, согласующейся с законами природы, предпринимая философскую попытку объяснить понятие морали чисто природными факторами – способностями, инстинктами, мотивацией индивидов и борьбой интересов. «Натурфилософия складывается в процессе исследований сущности бытия. Затем начинает свою работу критика. <…> С VII века до н. э. «греческий дух» начинает освобождаться от мировоззрения, содержащегося в традиционной религии, и направляет усилия на то, чтобы подвести под мировоззрение фундамент познания и мышления. <…> Натурфилософия и критика сочетаются у Ксенофана и у Гераклита, живших в VI веке до н. э.», – пишет Альберт Швейцер в своем исследовании «Культура и этика». Если Лао-цзы и Заратустра в своих высказываниях пытались увязать этику с мировоззрением, то Сократ говорит о ней как о самоценности, всеобъемлющем мировоззрении – основе этического призвания человека. Сократ завещал своим ученикам и последователям нерешенные задачи о сути добра и зла и вопрос обоснования логики этического мировоззрения и полезности с точки зрения личности и мира. И если этика для Сократа – это самостоятельное понятие, то Эпикур «не позволяет этике содействовать познанию бытия и вкладывать в него то, что могло бы быть ей выгодным. Насколько она будет бедна или богата, ему безразлично. Единственное, что для него важно, – это истинность мировоззрения. В этом величие Эпикура». [1] Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), два других великих мыслителя древности, искали в этике сущность понятий добра и зла. В частности, Платон пытается определить этику на основе абстрактной логики, то есть чисто формально. В трудах по античной философии, касающихся эпохи империи, обычно отмечается деградация стоицизма до морализирующей популярной философии. На деле же речь идет отнюдь не о деградации, а о серьезной борьбе за живую этику, неожиданно вспыхивающую в позднюю эпоху греко-римского мышления и ведущую к оптимистически-этической натурфилософии. Представителями этого движения являются Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – учитель Нерона, фригийский раб Эпиктет (ок. 50 ок. 138 гг. н. э.) и император Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.), который, будучи воспитан учениками Эпиктета, защищает империю в трудные для нее моменты и во время военного похода пишет философское сочинение "К самому себе". В результате своего экскурса по истории этики, Альберт Швейцер приходит к простой, на первый взгляд, истине, что этика есть уважение к жизни и благоговение перед ней. Благоговение к любому проявлению жизни: к старику и младенцу, человеку бесправному и наделенному властью, к другу и противнику, к ближнему и дальнему – оно является основой толерантности в отношении мира. «Благоговение перед жизнью, возникшее в мыслящей воле к жизни, включает в себя миро- и жизнеутверждение в тесном переплетении с этикой. Оно, следовательно, постоянно впитывает в себя все идеалы этической культуры и постоянно побуждает их к полемике с действительностью». [1] О связи общественной этики с экономической формацией и системой власти начали писать философы и ученые в ХІХ веке. Об этом с писали в своих работах Карл Маркс и Герберт Спенсер. По Спенсеру, эволюция интеллектуальных способностей членов общества зависит от эволюции социальной. При этом, уровень развития экономики, политических общественных институтов, качество жизни членов общества находится в зависимости от «уровня развития народа». Чем более развиты интеллектуальные и эмоциональные способности человека, тем лучше он управляет своей жизнью, одной из важнейших составляющих которой является сообщество. Группа, как и человек, способна выполнять объективно необходимые, иногда непреднамеренные, функции, определенные целями группового выживания и развития. Данные функции, считает Спенсер, осуществляются институтами контроля за поведением членов сообщества. Ученый представлял социальную систему, как целостный организм, но не отождествлял общество с биологическим организмом, как впоследствии нередко поступали его последователи. Спенсер сравнивал «надорганические» социальные системы с природными системами, выявляя сходство и различие в их организации и функционировании. В 20-м веке процесс изменения социо-культурной этической нормы изучали американские социологи и футурологи Элвис и Хейди Тоффлер [2], французы Жиль Дове, Жорж Батай, исследователь процессов глобализации Зигмунд Бауман и многие другие. Они утверждали, что «этика», «общественная норма», «мораль и нравственность» являются категориями производными от законов экономического развития и от социально-экономической системы, в рамках которой данные категории рассматриваются. Стремление философов найти обоснование самого принципа нравственности обусловлено необходимостью выстроить внутреннюю логику человека, вынужденного вести постоянное диалогическое взаимодействие с реальность, в своей собственной конкретной жизненной ситуации. Диалог между человеком и миром, человеком и его окружением, человеком и государством, человеком и человеком сегодня дополняется диалогом между человеком и информационным пространством. Более того, медиа-пространство стало современной агорой, «площадкой» для толерантного общественного диалога, где формируется общественное мнение по тому или иному вопросу. Запреты, в том числе и сексуальные, образующие жесткий, исторически сложившийся каркас этики и культуры, и сформированные в результате длительного эволюционного процесса развития общества, были сняты в результате деятельности СМИ, вседозволенность которых была представлена, как свобода слова. При этом, нарушилась естественная преемственность, и мотивация в обществе перестала определяться традиционными ценностными нормами. Культура, истинный носитель нравственных норм и правил в обществе, сегодня представлена в обществе через информационную среду, которая преимущественно формируется средствами массовой информации. СМИ, в следствии развития информационных технологий, оказались способны охватить своим влиянием все общество в целом и каждого индивидуума в отдельности, но их воздействие на общественную этику и толерантность социальной коммуникации носит весьма неоднозначный характер. Толерантность – это способность двигаться к истине через диалог, уважение к разнообразию человеческих индивидуальностей и «миров» различных культур. Диалогичность общения многого требует от участников коммуникации, но только так, в обсуждении, рождается общественная этика, формируется культура мирного сосуществования и, как результат, рождается само общество. З. Бауман, в своем исследовании глобализации, разделяет общественную этику на пирамидальную (привнесенную «свыше» – по вертикали) и эгалитарную (горизонтальную, выработанную в результате диалога). Он пишет о том, что происходит с локальными этическими системами, в результате привнесения иной системы ценностей извне, через механизмы влияния СМИ. «Выдвигаются на первый план этические последствия ликвидации общественных пространств. Это были не только места встреч. Там создавались нормы, вершилось и горизонтально распределялось «правосудие», и, тем самым, собеседники превращались в сообщество, отличное от других, и сплоченное общими критериями оценки. Так, что на территории, лишенной публичного пространства, остается мало возможностей для обсуждения норм, для столкновения ценностей и выработки компромиссов. Вердикты <привнесенные извне> могут не иметь никакого отношения к образу жизни в данном месте, они и не предназначены для проверки опытом людей, поведения которых они касаются, они могут усилить страдания, даже если призваны нести радость». [3] Локальная этика данного сообщества является цельной системой, сформированной эволюционно, для нужд локального сообщества в конкретных социальных условиях. Как бы ни была хороша привнесенная этика или ее отдельные принципы, очень велика вероятность их разрушительного воздействия на данное сообщество, его систему знаний и представлений. Привнесенные извне этические принципы порождают «распад и брожение», лишают общество каких бы то ни было ориентиров, создают преграды во взаимопонимании поколений. Эти процессы можно наблюдать на постсоветском пространстве, где привнесенная через масс-медиа американизированная культура, с отличающимися от отечественных этическими принципами, создала хаотичность в этических представлениях наших соотечественников. При этом, поколения, разделенные сравнительно небольшими промежутками времени, оказываются перед непреодолимыми разделительными преградами различных этических позиций и принципов смыслообразования. Способны ли СМИ в принципе осуществлять функции формирования этики, как общественной нормы? И какие это нормы? Общественная этика и мораль сегодня так же мозаичны и полисистемны, как и медиа-пространство, которое их формирует. Известный американский медиа-аналитик Д. Рашкоффа сравнивает медиа-пространство с природной средой. В частности, по мнению Рашкоффа, современные СМИ – проводники хаоса и утверждают его в качестве нормы. Хаотичный характер их влияния на идеалы современного общества объясняется хаотичным характером самого медиа-пространства, которое ведет себя подобно живой природе. «Медиа стали целым миром, живущим по собственным законам. <…> Мы обращались с медиа-пространством так, как будто оно было реальным, и оно приняло этот вызов. Инфосфера стала вести себя как живой организм – как любой биологический организм, она стремилась расти, питаясь долларами тех, кто считал, что строит потребительскую среду. <…> Но все же поведение и свойства даже столь сложных систем, как океан (или инфосфера), могут быть предсказаны и даже подчинены контролю, если мы признаем их исконно хаотическую природу. Хаос не означает разгула случайности; хаотическим системам присущ некий скрытый порядок», – утверждает Д. Рашкофф в своей книге «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Рассматривая механизмы влияния СМИ на аудиторию, в числе причин социальной, юридической и моральной податливости «иммунитета» человека к медиа-вирусам, Рашкофф называет неоднозначность позиции в отношении тех или иных общественных явлений. «Если наша позиция по отношению к расизму, праву полиции применять силу, проблеме наркотиков и свободе слова не является однозначной, иными словами, если наш общественный «код» поврежден», тогда у мемов-захватчиков, скрытых внутри медиа-вируса, практически не будет проблем просочиться в нашу запутанную командную структуру». [7] Само понятие «мемов» сконструировано американским социологом Ричардом Докинсом для обозначения «медиа-вирусных» оболочек для введения в инфосферу скрытых концепций в форме идеологического кода. Докинс считает, что подобно настоящему генетическому материалу эти медиа-вирусы воздействуют на то, как мы принимаем решения, строим отношения и бизнес, на наше восприятие реальности и многое другое. [8] Далеко не все, что транслируется СМИ, может быть принято читателями, слушателями и зрителями. Для того, чтобы сохранить свое влияние, медиа-пространству приходится становиться все более изощренным и толерантным по отношению к собственной аудитории: развиваться в направлении диалогичного общения; прибегать к социологическим исследованиям, интерактивным методам работы, более гибкому реагированию на изменение общественного мнения по различным вопросам, в том числе и в аспектах культуры. «Медиа-атака», с применением различных технологий манипуляции, делает аудиторию все более искушенной, недоверчивой и ироничной в отношении СМИ. Этот процесс можно сравнить с тренировкой иммунной системы в живом организме социума. В ответ на воздействие медиа-пространства общество создает собственную иммунную систему для защиты своих основополагающих ценностей. Резюме: Иммунная система общественного организма призвана сохранить целостность и жизнеспособность сообщества. Этика и культура, является частью программы выживания, развития и сохранения идентичности общества. В рамках данной метафоры, этику можно сравнить с иммунной системой общества. Социокультуная норма формируется усилиями многих поколений, в результате длительного эволюционного развития общества, но, сформированная в прошлом, она направлена в будущее, нацелена на сохранение и развитии данного сообщества во всей его идентичности.
Литература:
1. Швейцер А. «Культура и этика» Перевод Н.А.Захарченко и Г.В.Колшанского Общая редакция и предисловие проф. В.А.Карпушина Москва: "Прогресс", 1973 Albert Schweitzer. Kultur und Ethik. München, 1960
2. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. Т50 — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 669, Т50 Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Изда¬тельство ACT», 2002. —557,
3. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004.— 188 с.
4. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001
5. Michael Benedikt. On Cyberspace and Virtual Reality // Man and Information Technology. Выступления на международном симпозиуме, организованном в 1994 г. Комитетом по изучению человека, технологий и общества при Королевской шведской академии технических наук (Stockholm, 1995).
6. Дове Ж. «За мир без морали» ноябрь, 1998. Текст взят с сайта http://almaty-liberta.boom.ru 7. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисова. — М.: Ультра.Культура, 2003. — 368 с. 8. Докинс Р. «Универсальный паразитизм и соэволюция расширенных фенотипов" Whole Earth Review 62:90, весна 1989
Hello dear friend, I would like to offer placement of your link (or links) on different platforms of the internet such as: forums, blogs, comments and much more. . .
Increase your Visibility Boost Your Seo Rank - Get Organic Traffic From Google. Ranking in Google isn’t hard. All you need is a healthy number of backlinks from referring domains that have authority and trust in Google’s eyes.
This Backlinks Service Benefits:
1. Easily get Google rankings
2. Get a lot of traffic from Google
3. You can earn from the website in different ways
The largest marketplace for freelancers in Europe and America, all services from $ 10, more than 1 million offers, discounts and sales are available on the marketplace. Earn money with us by selling your services - visit the store http://kworks.store
ECN Foreks-Forex brokeri-posrednici, najbolji brokeri-posrednici za skalpiranje i trgovanje-trejding-trading na vestima-novostima. https://currency-trading-brokers.com/forex-comparisons-ratings-reviews-bosnia-and-herzegovina.html
Привет. Приглашаю Вас на Хороший L2 сервак Сервер подойдет тем кто приветствует размерянную стратегию с замыслом на тотальное завоевание. Вероятно не придется по вкусу предпочитающим налететь и всех нагнуть. Проходящим мимо любителям побегать по серверам неделькам, ловить нечего, т.к. старики их быстренько поставят на место :)
Your wonderful (and successful) someone is going to be traveling a lot more. Cue the gritting of teeth and the Journey songs. But before you throw up your hands and start desperately looking for an off-ramp, here are some real Detour Details. Cosmogenic Radionuclides: Carbon-14, Beryllium-10, Chlorine-36 Dr. Ronn Elmore, Pastor and Relationship Coach, sent me a free downloadable copy of his e-book, “Five Biggest Lies.” It’s been several months since I downloaded it—and actually I had not read it until today. I couldn’t help but reflect on my own dating experience and what ultimately led to my having the most enriching relationship with a man – EVER. I felt it was worth sharing. Here is Dr. Ronn's top five list: 1. There’s a shortage of available men. 2. God expects your faith, but not your works. 3. You must date one man at a time. 4. His approval is your …... Whether you should refrain from dating before your divorce is final is both a strategic and moral question. The answer depends on how your state views fault in divorce, on how long you and your spouse have been separated, on what your lawyer thinks about dating during divorce, and finally on how you feel about dating while you're still married. All you need to do is complete our Relationship Questionnaire, and once your registration is confirmed we'll start sending you your compatible matches. You'll also receive your free Personality Profile, which will give you a great insight into your character, and you can share it with other eHarmony singles. The most sought after sugar daddies are men who think nothing of buying their sugar baby an expensive gift - just because he thinks she is special. He is not shy about taking his sugar Baby on an exotic trip every once in a while to enhance their relationship. A sugar daddy leads an interesting life and can engage his sugar baby in conversation about all types of things. And, most of all, he is always a gentleman who is completely comfortable escorting a lovely beauty out on the town.