Атомная энергетика 2006
Реформы, направленные на децентрализацию управления, улучшения качества услуг и эффективности работы электроэнергетической отрасли, либерализацию рынка характерны для целого ряда стран бывшего социалистического лагеря. В настоящий момент в различной стадии реформирования находятся Россия, Литва, Украина, Румыния и другие. Обзор хода реформ в России и Литве представлен в данной статье. На основании данной информации становится яснее, направление реформ, проводимых в электроэнергетической отрасли Украины.
РЕФОРМА В РОССИИ
Российская реформа электроэнергетики начата в 2001 году и сроки ее завершения еще не установлены, хотя промежуточные сроки уже определены. Правовой базой для проведения реформирование является закон «Об электроэнергетике», принятый в 2001 году. В течении прошлого года практически все региональные АО-энерго Российской Федерации были реформированы и разделены по видам деятельности, на генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Бренд самого АО-энерго перехошел при этом к распределительной компании. Все они прошли регистрацию и получили от региональных энергетических комиссий индивидуальные тарифы на 2005 год. Все акционеры АО-энерго получили в созданных компаниях зеркальную долю акций пропорционально количеству акций в АО-энерго до реструктуризации. Теперь требуется сделать следующие шаги:
n Передать магистральные сети линий электропередач из распределительных компаний /РК/ в межрегиональные магистральные сетевые компании /ММСК/.
n Передать распределительные линии электропередач /РСК/ в межрегиональные сетевые компании /МРСК/.
n Региональные генерирующие компании /РГК/ преобразовать в территориальные генерирующие компании/ТГК/.
С 1 апреля 2006 года все энергосбытовые компании должны отделить генерирующие и сетевые подразделения в самостоятельные компании. Таким образом поставщиком «последней руки» станет территориальная сетевая компания, поставляющая электроэнергию конечному потребителю.
На уровне федерального управления в этом году завершается формирование оптовых генерирующих компаний /ОГК/, которые будут обладать следующими активами: федеральными электростанциями и крупными станциями переданными из состава АО-энерго. В соответствии с программой реформирования РАО «ЕЭС» основными объектами приватизации должны стать Оптовые генерирующие компании /ОГК/ и Территориальные генерирующие компании /ТГК/.
В ходе процесса проведения реформы рассматривались варианты объединения сбытовых компаний с генерирующими с целью стабилизации финансового положения сбытовых компаний. Но здесь явное противоречие главным целям реформирования – разделению вертикально интегрированных энергокомпаний на потенциально-конкурентных и естественно-монопольных. Нерешенными остаются еще два важнейших вопроса: приватизация энергетических активов и формирование правил игры для оптового и розничного рынков электроэнергии.
Приватизацией активов авторы реформы стремяться достичь следующих целей: привлечение инвестиций в строительство и реконструкцию активов, пополнение бюджета (ожидается получение до 10 млрд. долларов только от продажи тепловой генерации РАО «ЕЭС»), введение рыночных отношений, расширение круга держателей акций, увеличение фондового рынка в акциях энергокомпаний и ограничение влияния государства на экономические процессы.
Игроки рынка ценных бумаг при этом стремятся получить свой интерес: стратегические инвесторы ожидают возможности получения контрольных пакетов акций энергокомпаний, а портфельные заинтересованы в росте котировки ценных бумаг. Когда в 2002-2003 годах инвесторы, поверив в быстрое проведение реформы, вложили деньги в акции электроэнергетических компаний, с целью получения контрольных пакетов в активах -- это разогрело рынок. Акции энергетических компаний подскочили в несколько раз. Теперь затягивание сроков проведения реформы оказывает негативное влияние на рынок.
Позиция федеральных чиновников понятна, они желают соблюсти паритет интересов потребителей электроэнергии, инвесторов и государства. При этом государство предположительно продает генерирующие активы (ТЭС) и сбытовые компании, а распределительные сети должны остаться под контролем РАО «ЕЭС». Что в общих чертах соответствует зарубежному опыту. За рубежом также сетевой электроэнергетический бизнес относится к монопольному сектору и попадает под государственное регулирование. Частные инвесторы получают сетевой бизнес в долгосрочную концессию.
С точки зрения инвесторов реформа носит скорее декоративный характер, а приватизация и либерализация рынка затягивается. Либерализация рынка тормозится перекрестным субсидированием от которого отрасли нелегко отказаться. К тому же практика ежегодного пересмотра тарифов тоже способна негативно повлиять на климат инвестирования. Компании, добившиеся большей прибыли и снижения издержек получают меньшие тарифы.
Несмотря на то, что РАО «ЕСЭ» декларирует движение к свободному рынку на самом деле пройдет еще несколько лет, прежде чем слова станут реальностью, так как для создания свободного рынка необходимы приватизация и наличие конкурирующих собственников. Если эти условия не соблюдены, то получаем монополию с неконтролируемым ценообразованием. На сегодня ситуация в России характеризуется усилением контроля государства за стратегически важными отраслями, и приватизация электроэнергетики в эту схему не вписывается. Отставание же в вопросах приватизации влечет за собой недоинвестирование в отрасль при росте энергопотребления. Гарантии инвестиций от РАО «ЕЭС» воздействуют на систему довольно ограничено, хотя свою роль, безусловно, сыграют. Сейчас логично предположить увеличение собственного производства электроэнергии крупными и средними потребителями.
Долгосрочный прогноз состоит в том, что государство не в состоянии финансировать строительство новых активов, модернизировать оборудование и гарантировать надежную работу энергосистемы за счет бюджета, поэтому либерализация рынка неизбежна. Сегодня инвестировать в отрасль и нести непомерные риски согласны лишь российские компании, заинтересованные в энергетической отрасли по роду своей деятельности. Иностранные стратегические инвесторы не готовы вкладывать деньги, пока неясны правила игры и нет возможности получить контрольные пакеты на активы.
ЭНЕРГОРЕФОРМА В ЛИТВЕ
Реформа энергосистемы Литвы началась в 1997 году под давлением Евросоюза, в связи с назревшими требованиями развивающейся рыночной экономики и с целью привлечения инвестиций. Прототипом новой структуры литовского энергохозяйства послужили энергосистемы скандинавских стран. Реформа предусматривала разделение энергохозяйства по видам деятельности: услуги торговли отделялись от монопольных услуг передачи электроэнергии и ее распределения в сетях и осуществлялась в четыре этапа:
1. Акционирование.
2. Перевод на коммерческую основу.
3. Реструктуризация.
4. Приватизация электростанций и распределительных сетей.
Сейчас заканчивается этап четвертый. Законодательство, которое послужило базой для реформирования разрабатывалось и было принято с 2000 по 2002 год. Это законы «О реструктуризации АО «Лиетувос энергия» /2000г./ и «»Об электроэнергетике» /2002 г./
В результате литовская государственное предприятие АО «Лиетувос энергия» разделилась на несколько акционерных обществ: Литовская и Мажейкяйская ЭС, Западные (ЗРС), Восточные (ВРС) распределительные сети. ЗРС приватизированы в 2002-2003 годах. Контрольным пакетом акций ВРС на сегодня владеет государство, вернее АО «Лиетувос энергия», в которой доля частных компаний составляет всего 4%. В собственности государства остались передающие сети 330 и 110 кВт, 200 подстанций и более 6 тысяч км высоковольтных линий электропередач. Кроме того также Каунасская ГЭС и Круонисская ГАЭС, регулирующие баланс производства и потребления. «Лиетувос энергия» фактически является диспетчерским центром, выполняющим функции системного оператора рынка электроэнергии, а так же координатора работы электростанций Литвы и связей литовской энергосистемы с системами Латвии, Эстонии, Белоруссии и России.
Днем Рождения оптового рынка электроэнергии в Литве официально считается 1 января 2002 года. Он представлен производителями и поставщиками /акционерными обществами и другими юридическими лицами, получившими лицензии на продажу электроэнергии конечным потребителям. Первоначально торговали в условиях пула: АО «Лиетувос энергия» скупала электроэнергию у производителей и продавала поставщикам. Операторы сети могли устанавливать цены только раз в год. Поставщиков электроэнергии разделили на независимых и общественных. Первые обладают правом поставлять электроэнергию свободным потребителям по нерегулируемой цене. Вторые являются собственниками распределительных сетей и обязаны поставлять электроэнергию по фиксированным ценам. Регулированием занимается Государственная комиссия по контролю за ценами и энергетикой. Максимальный уровень цен для общественных поставщиков устанавливается раз в три года.
Потребители электроэнергии также подразделяются на свободных и фиксированных. Фиксированные потребители обязаны покупать только у общественных поставщиков по установленным Госкомиссией ценам. Статус свободного потребителя еще нужно заслужить. Только 12 наиболее крупных производственных предприятий Литвы стали свободными потребителями в 2002 году. Еще 130 «получили свободу» в 2003, после того, как израсходовали не менее 9 ГВт·ч электроэнергии. В 2004 году право выбирать поставщика и цены получили все, кто в течении предыдущего года израсходовал не менее 3 ГВт·ч электроэнергии. И с 1.07.2004 года в соответствии с требованиями Евросоюза статус свободных получили все потребители за исключением бытовых. В связи с изменением закона «Об электроэнергетике» начиная с 2007 года свободными станут все потребители.
Рынок предполагает в первую очередь выбор наиболее выгодных потребителю набора услуг и цен. Оптовая торговля ведется напрямую между производителем и поставщиком. По прямым двухсторонним договорам, через централизованные закупки электроэнергии, начиная с 2003 года в Литве продается до 70% всей электроэнергии. 18% -- общественное потребление и 12% -- аукционные продажи по продаже электроэнергии в строго определенные часы.
Определением цены кВт·ч и его поставки занимается оператор рынка, роль которого выполняет Лиетувос энергия, включающая в себя коммерческий отдел оператора сети. Торговый баланс по оптовым продажам выполняется раз в месяц с задержкой не более 8 суток. Цены определяются в зависимости от затрат. Потребитель, который подключен к высоковольтной сети получает электроэнергию по более дешевым ценам, чем тот, кто подключен к низковольтной. Стоимость передачи 1кВт·ч по высоковольтной сети 110-330кВ составляет 0,75 цента, на резервирование 0,71 цент, на сетевую передачу 10 кВ 1,56 и по сети 0,4 кВ – 2,83 цента. Бытовой потребитель покупает по цене 11 центов, из них 1/3 стоимость производства электроэнергии и 2/3 стоимость ее транспортировки. Энергия произведенная на атомных электростанциях занимает 1/4 рыночной цены за 1кВТ·ч.
РЕФОРМА – ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
После тотального регулирования в энергетической отрасли, монопольного права государственных структур на рынок электроэнергии, отсутствие или ограничения конкуренции, неэффективного управления и торможения естественных процессов эволюции в отрасли – наступило время проведения процессов снижения государственного регулирования т.н. дерегулирования и реструктуризации отрасли.
В реалиях нашего времени может, впрочем, произойти и обратный процесс: от свободы рыночных и хозяйственных отношений к монополизации и регулированию тарифов на электроэнергию, и невозможности для потребителя выбирать поставщика и услуги.
Постепенный отказ от регулирования электроэнергетической отрасли включает в себя два взаимодополняющих процесса:
1. Либерализацию – процесс освобождения цен, правил игры и хозяйственных отношений.
2. Реструктуризацию всей отрасли в направлении от монополии к конкуренции многих компаний на всех этапах производства.
Абсолютное регулирование энергетикой было характерно для стран социалистического лагеря. Такая бюрократическая система направлена не на эффективность и прибыльность, а на освоение полученных бюджетных средств, увеличение объемов производства, строительство новых объектов, рост структуры и численности.
Хотя в условиях отсутствия конкуренции отрасль работает недостаточно эффективно, но постоянный высокий спрос на электроэнергию и низкие цены на ресурсы обеспечивали устойчивость системе. Вместо экономических индикаторов эффективности работы применялись технологические, таки как КПД, удельный расход топлива, потери в энергосетях. Подобием конкуренции являлось стремление к выполнению и перевыполнению плана.
Теперь необходимо перейти к полноценному субъекту рынка – с наличием собственника, пусть даже государства, менеджментом и собственной стратегией нацеленной на эффективность в прибыльном эквиваленте. К этому ведет первоначально акционирование и затем приватизация – с последующей продажей или передачей акций различным собственникам: трудовому коллектив, менеджеру, частному лицу, либо частной компании, иностранной компании, иностранному инвестору. Процесс приватизации и имеет целью повышение эффективности управления и привлечение не государственных инвестиций. Обычно с сохранением контрольного пакета акций в руках государства.
Подразделение единой энергетической структуры на несколько по территориальному признаку может привести к созданию энергетических компаний не конкурирующих, а сотрудничающих между собой, но наличие нескольких энергокомпаний с собственными генерирующими мощностями приводит к конкуренции между ними. И тогда возникает необходимость в использовании рыночной схемы с единым закупщиком, который приобретает электроэнергию у генерирующих компаний и продает ее на розничном рынке. При этом конкуренция на оптовом рынке ограничивается или вовсе сводится к торгам во время формирования годового баланса электроэнергии и мощности. Реструктуризация должна отделить естественные монополии – передача и диспетчирование электроэнергии от конкурентных (генерация и сбыт). При этом необходим законодательный акт запрещающий соединение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности. Сбытовые и генерирующие компании подлежат, обычно дальнейшей приватизации и пакет акций в руках у государства сокращается. Но сетевые компании остаются в собственности государства. Смысл данной модели в следующем: генерирующие компании продают электроэнергию на оптовом рынке компаниям представляющим либо сбыт либо крупных потребителей. Сбытовые компании оказывают услугу транспортировки сетевым компаниям и перепродают электроэнергию на розничном рынке конечным потребителям. Допуск частные инвестиции в сетевые компании стимулирует конкуренцию в отрасли. При создании новой сети объявляется тендер на ее постройку и эксплуатацию. Так развивается рынок пропускной способности. Хотя сетевые компании могут создавать или участвовать в создании генерирующих мощностей.
Никто не может претендовать на то, что рынок принадлежит ему целиком, но каждая компания, в том числе и инфраструктурная, должна конкурировать за клиента. Затем следует снижение тарифов, свободный вход и выход с рынка, полная отмена государственного регулирования, разрешение на совмещение всех видов деятельности, свободный рынок. Это идеальная схема, которая в реальности реализуется с некоторыми, иногда со многими изменениями. Наиболее вероятно процессам либерализации и дерегулирования одной сферы энергорынка сопутствует монополизация и усиление влияния государства в другой.
Реформа в Украине
СПРАВКА: Производство электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины в прошлом году составило 181,3 миллиона МВт.ч. Из них доля АЭС составила 48%, ТЭС - 40,4%, ГЭС - 6,5%, остальные коммунальные ТЭЦ и блок-станции - 5,1%. В денежном выражении объем производства электроэнергии около 5 миллиардов долларов. Электроэнергия, которая производится генерирующими компаниями Украины передается государственному предприятию "Энергорынок", которое, в свою очередь, продает ее облэнерго (областным сбытовым компаниям).
Электроэнергетика — инфраструктурная отрасль, от стабильности которой, зависят не только экономические показатели, но и энергетическая безопасность государства. От того как она будет функционировать напрямую зависят уровень жизни населения страны и стабильность в общественной жизни. Еще в 2001 года депутаты, президент и его администрация ломали копья по поводу реформы электроэнергетики в Украине. 14 сентября 2001 года Международные организации в лице ЕБРР, Европейской комиссии, Агенства США по международному развитию, Всемирного банка были однозначно против проведения реформы: «Реализация положений закона /речь идет о законе «Об основах организации оптового рынка электроэнергии в Украине»/ может иметь негативное влияние на ситуацию в сфере электроэнергетики Украины и воспрепятствовать процессам реструктуризации и приватизации». Международные организации тогда считали, что «оптовый рынок электрической энергии Украины должен продолжать развитие на базе действующей модели, которая в принципе отвечает потенциалу и требованиям экономики Украины, а также ее электроэнергетической отрасли». /Письмо к тогдашнему первому вице-премьер-министру Украины Олегу Дубине/
Тогдашний президент Кучма и его министерство топлива и энергетики во главе со Станиславом Сташевским сделали все, что бы законопроект не прошел в первоначальном варианте. Тем не менее реформа получила первоначальный импульс. Чуть ли не последние осознанные действия, предпринятые правительством Кучмы в 2004 году – были срочные меры по реорганизации электроэнергетики.
Юлия Тимошенко во время своего премьерства пыталась навести порядок с болезненным и запутанным вопросом о тарифах на электроэнергию, но до завершения еще далеко.
Реформирование, переходный период, конечно, не способствует такой стабильности, зато вполне может поспособствовать повышению тарифов. Тарифы находятся в тесной связке с реформой. Кто будет устанавливать тарифы после рефомирования? Кто будет отвечать за их повышение? Кто получит дополнительные средства в свое распоряжение? Это не единственные вопросы, ответы на которые еще не найдены. Инфоромации о движении энергореформы в Украине в прессу просачивается мягко говоря немного. Как сказал одним из крупных руководителей—энергетиков в частной беседе с автором этой статьи: «Пока что гордиться нечем». Реформы в электросистеме страны требую значительных финансовых вложений и проводить их следует при условии, что постреформированная система будет действительно обладать существенными преимуществами по сравнению с настоящей.
В то, что реформа энергорынка страны завершиться в начале мая 2006 года, как планирует НКРЭ -- вериться с трудом
Елена ГАЛАТ /по материалам зарубежной деловой прессы/.
|